11 та 12 січня Юхим Аронович Штемплер поширив на своїй сторінці в соціальній мережі Facebook розповідь про масштабні всесоюзні змагання, що приймала Буковина у 1976 році. Розповідь містить кумедні моменти, згадки про визначні постаті орієнтування та цікаві технічні подробиці про підготовку спортивних карт того часу. Я із задоволенням прочитав її та, за сприяння автора, публікую у цьому блозі, мовою оригіналу
Первые цветные карты для спортивного
ориентирования на Украине
В далёком 1976 году в Черновцах был проведен Чемпионат ВЦСПС СССР. Так как в те годы ориентирование было в системе туризма (кстати, денег там было не мало – плановый туризм был весьма рентабельным). Соревнования всесоюзные проводились среди сборных спортобществ. На этих соревнованиях были подготовлены первые цветные карты на Украине Как это все готовилось и как потом проводилось?
Право проведения этих соревнований на Украине было получено во многом благодаря успехам украинских спортсменов на всесоюзных стартах и также благодаря быстрому и качественному росту спортивного ориентирования в нашей республике, целому ряду прекрасно проведенных соревнований высокого ранга в предыдущие годы.
В те годы львиную долю работы по развитию и становлению ориентирования на Украине проводили в тандеме Михаил Львович Горностайпольский, возглавлявший национальную секцию спортивного ориентирования и Михаил Григорьевич Аврутис, работающий со сборной командой Украины . Хочу отметить, что М Л. Горностайпольский сумел создать прекрасный актив функционеров, судей, организаторов – поощрял их и выдвигал, не боялся давать серьезные поручения многим молодым в областях (в их число попал и я, о чём до сих пор не жалею).
В конце 1974 года мы получили приятную новость – Чемпионат ВЦСПС 1976 года будет в Черновицкой области. Для этого решения М.Л. Горностайпольскому пришлось провести много времени в беседах и консультациях с нашей областной секцией спортивного ориентирования, руководством нашего областного совета по туризму (Михаил Швец) и старшим инструктором совета по туризму (Максим Друкман). После этого решение было принято, мы попали в план мероприятий ВЦСПС и «процесс пошёл».
Главным судьей был М.Л. Горностайпольский, зам главного судьи по дистанции -Валерий Черемных (Днепропетровск), главным секретарем был Валентин Бакун, за весь орг.момент отвечали Эммануил Друкман и Яков Боярский (Черновцы), зам по информации был Валерий Юфа (Одесса).
Для соревнований готовили модельную карту и 3 карты для соревнований. Для модельной карты использовали карту, подготовленную ранее Юрием Суворовым, для остальных дней старшими по картам были:
- Лично-командный день – «Буденец» – Ефим Штемплер (Черновцы);
- Эстафета – «Крива» – Владимир Угничев (Сумы);
- Личный чемпионат – «Красная Дубрава» – Алик Лобачёв (Днепропетровск).
Мне, как руководителю областной секции спортивного ориентирования, приходилось решать все вопросы с бригадами картографов, которые готовили карты для чемпионата.
В качестве базовых материалов использовали топоосновы масштаба 1:50000, которые в 1970 году Людмила Остапович сумела всякими правдами и неправдами, невзирая на грифы ДСП («Для служебного пользования») достать в обладминистрации.
Для первого, лично-командного дня был выбран район за Сторожинцом – «Буденец» Хочу отметить, что это один из лучших ландшафтных районов у нас для серьезных соревнований – смешанный лес, не так много микрорельефа, много труднопроходимых участков, большие и интересные поляны в лесу, богатая гидрография и дорожная сеть. Всё это было очень интересно
Проштудировав книгу Алёшина по составлению карт, я пытался все делать как по книге. Работал с трубкой, глазомерная съемка, в качестве основы использовал топокарту пятисотку, но в принципе все работы велись «с белого листа» Почти всю полевую работу пришлось провести мне, но примерно по 1,5 км.кв подготовили Николай Цива и Виктор Юрдик (Одесса), также помогали Василий Котузяк и Александр Мердиргер. Получилась интересная карта площадью около 11 км.кв.
Второй день – эстафетный, готовили в районе озера Крива сумчане под руководством Владимира Угничева – Алексей Канищев и Виктор Неня. Им в подкрепление мы выделили Георгия Бордияна – который в восточной части карты «закрыл» участок примерно в 2 км кв. Работали они примерно 2 недели.
Карта у ребят получилась очень приличная. Уже намного позже, готовя в том районе новую карту с белого листа, сравнивал материалы сумчан с более свежими и убеждался, что работу они сделали честно. Карта получилась примерно в 7-8 км.кв.
Третий день – личный чемпионат, готовила днепропетровская бригада. Руководил ею дотошный технарь – Алик Лобачев. В его бригаде были Валерий Черемных, Борис Гришин и Григорий Рыкун. Они с Днепропетровска приехали на нескольких машинах, с семьями и встали полевым лагерем на опушке леса села Красная Дубрава. Ясно, что для их семей это было большое приключение, но картографам пришлось прилично поработать. Наша местность для «равнинных» картографов была очень сложной и они к ней подошли с другими мерками и стандартами (многие элементы рельефа были генерализованы и своеобразно вычерчены). Но народ старался и карту для лички сделали. Её площадь была примерно 10 км.кв. Как-то, спустя уже лет 30, когда делали тренировку в Красной Дубраве и проходя места, где стояли лагерем палатки днепропетровцев, общался с аксакалами из ближних домов и было приятно послушать их воспоминания, как у них за парканом, возле опушки леса, стояли 3 палатки и какие то небритые дядьки 2 недели что то там делали в лесу, а их жены и дети были оптовыми покупателями на сыр, молоко, яйца, мясо и зелень :-)
Была на эти карты инспекция от всесоюзной секции спортивного ориентирования. До сих пор помню, что у днепропетровской бригады была эстонская инспекция. Кто был у сумчан, не припомню, а вот мой район инспектировал москвич Владимир Крутицкий. Общение с ним меня многому научило и дало полезные навыки на будущее.
После инспекции, которая была уже в 1976 году, встал вопрос о издании карт. До этого цветных спортивных карт на Украине не было. Так что мы готовили первые цветные карты для спортивного ориентирования на Украине. Благодаря М.Л. Горностайпопьскому мы получили полноценный экстрим. Помню, что он нас разместил в каком то КБ, где было много столов с чертежными принадлежностями, обеспечил тушью, рапидографам и, прочими чертежными прибамбасами, которых мы до тех пор не видели и слыхом не слыхивали. За 2-3 недели мы для него в М 1:5000 передали авторские оригиналы, где всё, что потом на карте будет в пяти цветах, вычертили на пленке только черным цветом.
Горностайпольский по какой то технологии подготовил на каждый район на больших пленках, залитых специальным желатиновым составом по 5 синих копий. Наша задача была очень простая – на каждой копии черными рапидографами (или черными заливками) «поднять» только тот цвет, который в дальнейшем будет на этой пленке главным. Потом наши пленки обрабатывались каким то раствором, удалялся весь слой с синим рисунком и на пленке оставалось только то, что мы на ней нанесли тушью. То есть на выходе по каждой карте получалась черная маска синего, черного, коричневого, зеленого и желтого цветов. Далее с уменьшением делались фотонегативы, позитивы, монтаж пленок и издание карт. Обычная технология эры докомпьютерного издания карт.
Вся сложность была в том, что на всё про всё у нас было время с вечера пятницы до утра понедельника. На ту экстремальную рисовку приехали Володя Угничев. Алик Лобачев, Валера Черемных, я и Коля Цива, Анатолий Подольский (он чертил полигон и таким образом карта Ю. Суворова, вычерченная в цвете для полигона стала первой цветной картой для СО на Украине). До сих пор встают волосы дыбом, когда вспоминаю ту примерно 70 часовую эпопею по вычерчиванию. Кофе мы тогда «скушали» наверно не меньше килограмма, спали каждый за все 3 дня не более 10 часов в сумме. Была полная взаимовыручка, никто не «дрался» за рапидографы (там была напряженка помню с тонкими рапидографами). Коле Циве я отдал сразу самое тяжелое – рельеф а сам «бомбил» остальные 4 пленки.
До сих пор помню вопрос Горностайпопьского, заданный нам в понедельник утром с порога комнаты: « … ну что, вы еще живые тут?» В общем мы это сделали. После, в гостинице «Дружба» беспробудно провалялись больше суток.
Карты для соревнований нам привезли уже непосредственно перед соревнованиями.
Всех участников размещали на турбазе «Черновцы» («Кемпинг»), Тогда это было одно из самых бойких мест в городе. База обслуживала плановые маршруты, каждый день заезды и выезды плановых групп На базе было не менее 400 жилых мест, столовая, павильоны, душевые и баня. Словом была вся инфраструктура для приема большого количества спортсменов. Представляю, сколько пришлось попахать руководству, чтобы на дни соревнований база не работала на «плановиков» а только для спортсменов.
Яркие эпизоды
Из воспоминаний по этим соревнованиям конечно есть несколько ярких эпизодов.
С утра до вечера несколько дней на хоздворе базы раздавался визг пил, ножовок и стук молотков – это Валерий Юфа собирал свой легендарный полипидометр и триамбулятор (вот единственное, что я по этим двум названиям сумел найти в современном Гугле и Викпедии © – синусоидально-дидукционный индуктор комутирущийся с хромофорной инфузией аксерогенно-адекватный фотонный триамбулятор).
Так они назвали свои подвижные стенды информации (и здесь проявился искрометный юмор Валерия Юфы), которые в абсолютно реальном временном режиме позволяли тренерам и болельщикам отслеживать борьбу спортсменов на личных дистанциях и эстафете. Скажу честно, ничего подобного даже близко стоящего по исполнению я больше нигде не встречал. Как только спортсмен финишировал, его фишка уже стояла в реальном месте с реальным временем. Мало того, были еще несколько точек радиоконтроля, откуда также в визуальном, понятном формате приходила информация. В бригаде информации успешно дебютировал и будущий судья Всесоюзной категории- Валерий Глущенко.
Читати другу частину розповіді про Першість ВЦСПС СССР 1976 року